КРОСС-КЛУБ. Литвак. Технологии решений. Как ребенок узнает, какой он?

Давайте представим ситуацию, что Вы пошли в поход. Ночь провели в палатке. Утром все проснулись, начали приводить себя в порядок после сна. И оказалось, что ни у кого нет зеркала. То есть никто не может увидеть свое отражение и составить свое собственное мнение относительно того, как он выглядит. Если одежду еще можно осмотреть, то, что творится с лицом и с прической, без отражения никак не увидеть. Зеркала нет. Что делать? 

Вы можете спросить, как вы выглядите у окружающих и они дадут оценку вашей внешности. Скорее всего, Вы примете их мнение и будете считать, что выглядите так, как сказали окружающие, хотя не исключено, что если бы Вы сами посмотрели на свое отражение, то у Вас было бы другое мнение. Но вести Вы себя будете исходя из того, что относительно Вашего внешнего вида сказали окружающие. Мнение о себе Вы строите на основании мнения о Вас, а не на собственном мнении. 

Подобный механизм можно проследить при формировании самооценки ребенка. Изначально он не знает, какой он. Отношение к себе у него формируется под воздействием окружающих его людей. Чаще всего это родители. Особое значение в формировании «Я» ребенка имеет мать. Ребенок смотрит на отношение к нему окружающих его людей как в зеркало, и формирует мнение о себе в зависимости от того, какое отражение он видит в этом зеркале. 

Если родители демонстрируют по отношению к ребенку раздражение, агрессию, обесценивание, или просто игнорируют его интересы, он не чувствует их заботу и любовь, то по отражению в зеркале родительских отношений он решит, что с ним действительно что-то не так. Если в отражении он видит любовь и принятие родителей, то это формирует внутреннюю убежденность в собственном благополучии. 
Сразу хочу сказать, что нет четкой линейной зависимости между родительским отношением к ребенку и воздействием на него, и тем, какой тип самооценки будет сформирован у ребенка. 

Для процесса формирования самооценки важно не только родительское воздействие, но и реакция ребенка на это воздействие. Мы далее рассмотрим варианты, когда одно и то же родительское воздействие приводит к формированию различных механизмов самооценки. Какой именно механизм будет сформирован, какой тип самооценки в итоге будет у человека, во многом зависит от реакции самого ребенка. 

На мой взгляд, понимание процессов формирования самооценки человека является очень важным моментом, поэтому в этой статье мы разберем, как формируется отражение в зеркале. То есть типы родительского влияния на ребенка. А следующая статья будет посвящена тому, как ребенок воспринимает отражение. То есть возможные реакции ребенка на родительское воздействие.

Борис Литвак

Больше статей читайте на нашем сайте http://www.cross-club.ru

Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.