Автор: Докшина Диана Александровна, педагог-психолог
Практически каждый родитель старается контролировать количество времени ребенка в смартфоне и других гаджетах. Страх компьютерной зависимости или страх того, что они бояться того, что не знают, что в телефоне делает их ребенок, иногда наталкивает их на крайне негативные меры. «Он обещал себя нормально вести, раз не слушается, я заберу телефон» или «Это мой телефон! Я его тебе купила, значит и могу забрать!»
Родитель руководствуется страхом за ребенка, однако, чувство бессилия подталкивает их к нарушению границ ребенка, демонстрации авторитета, отсутствию уважения. А по итогу они имеют нарушение детско – родительских отношений и усугубление «сидения в телефоне».
Что делать нельзя?
- Забирать телефон. У подростка данное ваше действие вызовет только злость и обиду. Желания слушать вас и выполнять ваши просьбы после этого он вряд ли будет.
- Угрожать тем, что заберете/выкинете телефон, т.к. он ВАШ. Подросток будет чувствовать нарушение своих границ с вашей стороны. В ответ ваш ребенок найдет способы эти границы усилить (убежать из дома, ответить вам грубо, начать работать вместо учебы, чтоб заработать на СВОЙ телефон и прочее).
- Заставлять соблюдать правила, которые не соблюдаете вы сами. Рано или поздно ребенок воспротивится таким несправедливым правилам. Реакция вероятно будет протестной.
- Правила всё же должны быть. Например, приемы пищи без гаджетов, обязательно заряжать перед походом куда – то, не держать телефон в кармане (для младших школьников), не брать телефоны друг друга без разрешения и прочее. НО необходимо соблюдать их при любых обстоятельствах. Таким образом, мы демонстрируем ребенку, что нарушение правил недопустимо.
Что же делать, если бороться с гаджетами нельзя?
- Общайтесь с ребенком. Интересуйтесь его мыслями, желаниями, планами. Узнавайте своего ребенка. Постепенно он сам расскажет, какой контент смотрит, что его в нем привлекает и прочее.
- Проводите время с ребенком. Научите его продуктивно проводить время. Это может быть простая прогулка, катание на велосипеде, рисование или просмотр кинофильма. Главное, чтоб вы вместе получали от этого удовольствие.
- Демонстрируйте личный пример. Обратите внимание, много ли вы сами проводите времени в телефоне? Что вы сами в нем делаете? Полезно ли проводите время?
Смартфон – это не только способ общения или игр. В настоящее время, большое количество телефонов оснащены различными весьма полезными функциями. Помогите ребенку использовать свой телефон по – разному:
- Изучите различные способы использования камеры на смартфоне: делайте красивые, необычные снимки, снимайте интересные и яркие видео. Постарайтесь увидеть красивое в простых вещах: закате, листве, завтраке и прочее.
- Используйте приложения. Телефон полезным приложением может быть помощником в планировании дня, монтировании видео, ведении дневника, подготовке к экзаменам и прочее.
- Интересный интернет. В этой чудо – паутине есть, наверное, всё. Не забывайте, что ВСЁ – это и полезное в том числе. Изучите вместе способы познавательного контента и обучения в интернете (просмотр мастер – классов, научные каналы, форумы, группы в социальных сетях и прочее).
- Общение с ребятами из других городов и стран. Если ребенок изучает иностранный язык, было бы здорово общаться с носителем языка. Но конечно под частичным вашим контролем, чтоб вы понимали, что за человек общается с вашим ребенком.
Не забудьте научить ребенка в том числе, правилам поведения в сети Интернет:
- не отправлять свои личные данные никому даже знакомым лицам;
- если ребенку пишет взрослый человек с предложениями интимного характера, обязательно сообщить родителям, сами дети не должны отвечать на подобные сообщения;
- все что попало в Интернет, останется в нем. Объясните ребенку, что не все можно писать (комментарии или посты противоправного характера) или отправлять друг другу;
- пароли от своих личных страниц и важных приложений стоит записать, чтобы не потерять доступ к ним и не оказаться в неприятной ситуации.
Стоит отметить, что желание ребенка находиться много времени в гаджете – это симптом. Симптом того, что ребенку хочется избежать чего – то в реальности: чувства одиночества, ощущение ненужности, отвержения, обида, стыд и прочее. Так что, забирая телефон, вы боретесь с симптомом, а не с причиной. Помочь в поиске причины и ее исправлении вам поможет специалист. Не бойтесь обращаться за помощью!