Компьютерная зависимость в подростковом возрасте

Общение с компьютером в подростковом возрасте: за и против.                 

Наверняка, вы не раз задавали себе вопрос: что в общении с компьютером является «благом», а что «злом»? Попытаемся разобраться.

Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится не одна средняя организация, фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, в  машине и даже в самолёте. Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая своё место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаём того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих «кусков  цветного металла».

К сожалению, мы забываем и о том, что детская психика является очень уязвимой в общении с компьютером.Так, большинство компьютерных игр являются замаскированной формой насилия и агрессии.Сейчас основное зло для подростков видится в персональных компьютерах нового поколения. Обилие разнообразных игр завлекают подростков на длительное время.На протяжении 15 лет ведётся дискуссия о  том, существует ли причинно – следственная связь между злом виртуальным и злом реальным?

Современный подросток живёт в мире сложном по своему содержанию. Это связано с ритмом технического прогресса, нестабильностью экономики, моральной обстановкой в стране. Некоторые потеряли ориентацию в ценностях и идеалах – старые разрушены, новые не созданы. Большинство подростков считают, что взрослые говорят неправду, что сейчас «каждый живёт для себя, старается как – то извернуться, обмануть другого» для многих подростков типично умышленное подражание определённым манерам как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагается СМИ. Отсюда обилие боевиков, детективов и т.п., провоцирующих агрессивные формы поведения подростков, делая его взрослым в собственных глазах, повышая его значимость.

Только в начале 70 – Х годов озабоченная благом детей общественность и отдельные родители, и воспитатели начали проявлять беспокойство по поводу военных игрушек. Затем внимание привлекли к себе игровые залы и установленные в   них автоматы с военными играми. Сейчас же основное зло для подростков видят в видеоиграх в войну на персональных компьютерах.Исследования показали, что подростки 13 – 15 лет, играющие  компьютерные игры отличаются о  своих сверстников, не играющих, повышенной склонностью заражаться агрессией толпы и внушаемостью.

Подростки 13 – 15 лет, играющие в компьютерные игры отличаются от подростков 16 – 17 лет, не играющих в компьютерные игры повышенным угрызением совести, чувством вины и внушаемостью.Подростки 16 – 17 лет, играющие в компьютерные игры отличаются от подростков 13 – 15 лет, не играющих, повышенной физической  агрессией и агрессивностью.Выражением своей агрессивности они видят в вербальной агрессии, то есть выражение негативных чувств через ссоры, крики, визги, упрёки, угрозы. Человек всё больше отстраняется, «сам себе на уме», позволяет дать разрядку своим негативным эмоциям в обстановке, где его преимущественно не знают и мала вероятность понести наказание.Чаще всего  компьютерной зависимости подвержены дети – подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные отношения, не приверженные никаким серьёзным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают своё пребывание в сети или успехи в  компьютерной игре достаточным для самоутверждения и для улучшения своего состояния. Наша задача – убедить и показать, что есть другие способы для самоутверждения, которые не так пагубны для психического и физического здоровья (физкультура, спорт, искусство, изодеятельность, наука и др.). Создать в семье стабильную эмоциональную поддержку ребёнку, искренне интересоваться его делами, интересами, дабы не появилось у него желание искать эту поддержку в другой среде, которая бывает и опасной.

Проблема компьютерной зависимости – это ещё и проблема доверия. Если человека обманывали или предавали, то он будет стараться избегать негативного опыта,  будет выбирать те отношения, которые защитят его  от негативных переживаний. Участие в виртуальном мире позволяет детям и подросткам расслабиться и отвлечься от психологических проблем  в реальном мире, но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве. И тогда для ребёнка, попавшего в зависимость от компьютера, реальный мир становится неинтересен и полон опасностей, так как большинство зависимых – это дети, у которых имеются проблемы в обществе.

Для ребёнка очень важно освоение личного пространства через музыку, свой стиль в одежде, украшение в своей комнате, велосипед, ролики, компьютер. Он не признаёт жизненного стиля взрослых и создаёт свой. Для самоутверждения сейчас не обязательно демонстрировать свою силу, сейчас именно компетентность в компьютерной сфере определяет статус, признание и несомненный авторитет в среде сверстников.Ключевое слово любой игровой зависимости – азарт. В этом слове есть адреналин и положительные эмоции. Чувство азарта при систематическом переживании может перерасти в чувство аффекта, а это уже сродни зависимости. Аффект сужает восприятие, воля концентрируется на одной единственной цели. Как при алкоголизме игровая зависимость превращает жизнь человека в игру.

Существует несколько стадий зависимости:

Специфика этой стадии в том, что общение  с компьютером  носит скорее ситуационный характер, нежели систематический характер.

Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

  1. Стадия увлечённости.

Игра в компьютерные игры (общение с компьютером) на этом этапе принимает систематический характер. Есть относительно стойкая потребность в игре.  Дозировать общение с компьютером лучше на этих стадиях.

  1. Стадия зависимости.

Зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной.Социализированная форма зависимости менее пагубна в своём влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма, так как человек не отрывается от социума, не уходит в «себя», социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, всё же, как правило, не даёт человеку полностью оторваться от реальности.  Зависимость принимает соревновательный характер. Индивидуализированная более опасна.

  1. Стадия привязанности. 

Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с неплотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от психологической зависимости не может. Это самая длительная стадия из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Однако, если подходить к этому вопросу рационально, то можно найти и плюсы в общении с компьютером.

По некоторым исследованиям через компьютерные игры выходит часть накопившейся негативной энергии. Процесс сопереживания увиденному сопровождается спонтанной разрядкой накопленной агрессивности, бессознательных страхов и тревог, сопровождающих жизнь подростка.Желание увидеть на экране и пережить ещё раз агрессивные сцены является не чем иным, как одним из современных способов проверки на прочность формирующегося «Я», которое должно «держать удар», вырабатывая сопротивляемость, помогающую подростку соответствовать стандартам среди подростков.Подростки стремятся использовать возможности компьютерной техники максимально, так как их стремление к разнообразию контактов и расширению информационного пространства соответствуют особенностям возраста.Общение с компьютером полезно для смены деятельности, для того чтобы отвлечься от физической нагрузки, письма и т.п.

Что необходимо помнить родителям о профилактике компьютерной зависимости у детей:

  • Строго дозировать общение с компьютером у детей. Делать это нужно ещё в младшем возрасте. Разбить общее время общения с компьютером за день. В младшем возрасте по 20 – 30 минут 2 – 3 раза.
  • Постоянно проявлять внимание  и поощрять творческое   начинание от увлечения музыкой до катания на лыжах, Содействовать развитию других интересов и склонностей подростка.
  • Учитывать личный пример в использовании    возможностей компьютера. Делать акцент на применении компьютера в своей работе, использовать его в качестве помощника в совместном с ребёнком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.
  • Интересоваться, в какие игры играет ваш ребёнок.
  • Наблюдать, как ребёнок ведёт себя после игр (возбуждённо, часто грубит, чем – нибудь не доволен).
  • Корректно использовать своё право на запрет.
  • Помнить, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому следите, чтобы ваш ребёнок должное время уделял физическим нагрузкам.

Здоровье ваших детей в ваших руках!

Педагог-психолог ГБСУ АО "Котласский СРЦН" Федотенко Наталья Николаевна 

Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.