«Проявление жестокости и насилия в подростковом возрасте»
В настоящее время, тема «Проявление жестокости и насилия в подростковом возрасте» очень актуальна. Обойти стороной её невозможно. Часто слышны вопросы от родителей: «Почему дети так жестоки? Почему они не хотят к нам прислушиваться и игнорируют нашу заботу о них?».
Котласский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних оказывает социальные и психолого-педагогические услуги семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Среди психологических услуг можно отметить «консультирование». Темы консультаций нередко затрагивают детско – родительские отношения, проявление агрессии в общении родителей с детьми.
Как часто мы задумываемся о том, что может быть причиной такого поведения у нынешних подростков?
К сожалению, улица, школа, семья – это среда, где можно столкнуться с проявлением насилия и со стороны подростков и со стороны взрослых.
Всё же, вернёмся к детско – родительским отношениям, так как, на мой взгляд, только они, при правильном подходе к воспитанию, могут откорректировать эту ситуацию.
Нередко конфликты, которые возникают в семье, касаются потери родительского авторитета, доверительных отношений с ребёнком, нежелания родителей замечать, что их ребёнок растёт. Речь пойдёт о нюансах подросткового возраста.
Родителям необходимо помнить, что подростковый возраст достаточно сложный этап во взрослении детей и отношения родителей с детьми тоже могут усложняться, в силу ряда причин:
- Достигается полная биологическая зрелость, но психика продолжает развиваться.
- К сожалению, в подростковом возрасте для большинства детей родители могут не являться для них авторитетом. Остаётся набраться терпения и просто об этом знать, помнить и верить, что настанут времена, когда в детско – родительских отношениях будет место для доверия и взаимопонимания.
- Как вариант, хороши договорные отношения. В подростковом возрасте большинство детей стараются решить трудности самостоятельно. Родители могут помочь детям, иногда завуалировано, так как родительская помощь не приветствуется в подростковом возрасте.
Помощь, желательно, должна окупаться. Например: в помощи не отказываю, но потребую что – то для себя (поездка на дачу, посильная помощь). Наказание может проявляться в запрете от поощрений через уверенный, принципиальный диалог между родителем и сыном (дочерью).
Например: «Ты вынуждаешь меня поступать таким образом». « Если ты заслуживаешь, то получишь то, что желаешь». Такая тактика поможет избегать потребительского, в дальнейшем, отношения детей к родителям.
Но при этом не стоит ставить перед своими детьми неисполнимых задач. Необходимо хорошо знать их способности и возможности.
Что делать в ситуации, когда теряются доверительные отношения между родителями и детьми?
Ни в коем случае не усугублять ситуацию, худшего варианта и нельзя пожелать. Необходимо стремиться к улучшению.
- Если вы – участник конфликта, то необходимо помнить: напряжение, вызванное отрицательными эмоциями уменьшается при умышленном умеренном замедлении темпа речи и движений, освобождении, расслаблении мышц лица и тела от напряжения.
- Обычно агрессия отрицательных эмоций больше воспринимается на слух, поэтому в напряжённых ситуациях следует фиксировать внимание не на слуховом восприятии неприятных ощущений, а на зрительно воспринимаемых объектах (интересная картина около вашего «раздражителя», оригинальная пуговица на нём и т.п.).
- Правильное поведение может быть создано только правильным поведением. Задать тон. Мы задаём тон, даже не подозревая об этом. Если мы обращаемся к человеку с мыслью, что он всё равно не проявит к нам должного внимания, что нас постигнет неудача – всё это найдёт выражение в наших эмоциях, интонациях, мимике. Если мы не уверены, что нас выслушивают, то едва ли нас будут слушать.
- Проявление неприязни, ненаказуемое оскорбление личности, зависящего от нас рано или поздно вызовут его агрессию самозащиты. Дети уважают силу (и не только дети), они чувствуют и силу и слабость, их трудно ввести в заблуждение. Ничто так не передаёт ощущение силы личности, как невозмутимое спокойное дружелюбие, оно может стать щитом для взрослых, которым он ограждает себя от отрицательного эмоционального воздействия на него; если хотите, чтобы младший не дерзил вам, не хамил, не кривлялся, для этого нужно обращаться к нему так, как если бы это был уважаемый взрослый. Такой тон обволакивает младшего. Если подросток не успел войти в заданный вами корректный тон, если это для него слишком ново, не делайте ему замечаний, сохраняйте спокойную, настойчивую учтивость и не замечайте инерции хамства.
- Старайтесь не ставить себя в пример и других тоже. Выше было упомянуто о том, что в подростковом возрасте ребёнок испытывает и чувствует достаточно много противоречий. Самооценка часто не сформирована. Любые сравнения в поведении, настроении с кем – либо, особенно если это касается проявления негатива, будут встречать со стороны подростка непонимание, недовольство или агрессию. Достаточно личным примером проявить своё отношение к той или иной ситуации. Это будет красноречивее и правильнее.
- Важны нейтральные вопросы: Как самочувствие? Как настроение? Таким образом, можно вывести ребёнка на разговор. Но если вы встречаете раздражение, конечно, нужно предложить ему успокоиться. С этой целью предложить то, что любит ваш сын (дочь) (любимое блюдо, занятие). Иногда раздражение может быть вызвано чувством голода.
Старайтесь, чтобы ребёнок не сидел на одном месте и переключался с одного вида деятельности на другой. Желательно, чтобы два раза в неделю был физический труд или секция, вообщем, физическая нагрузка. Не давайте засиживаться за компьютером, если он имеется.
Родителям очень важно, наблюдая конфликт, стараться понять его механизм и наметить пути выхода из него.
Произошёл конфликт, в котором вы приняли участие:
- Примите ситуацию такой, какая она есть.
- Оцените ситуацию.
- Подумайте, как следовало бы поступить, чтобы можно было избежать конфликта.
- Подумайте о действиях с вашей стороны после прошедшего.
Помните, что конфликт должен быть всегда завершён примирением.
Желаем мудрости и терпения в воспитании ваших детей!
Педагог – психолог ГБСУ АО «Котласский СРЦН» Федотенко Н.Н.