Ксения Кондакова
Родители обнаружили пропажу крупной суммы денег из квартиры и написали заявление в полицию. Виновником оказался любимый сын Степа (имя изменено). Одиннадцатилетний мальчишка месяц провел в центре временного содержания несовершеннолетних подростков в Архангельске.
Взял деньги похвастаться
После этого случая семью Степана поставили на учет в Котласский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Маяк». При знакомстве сотрудники увидели милого покладистого мальчика. Невысокого, с большими чистыми глазами, воспитанного и даже скромного, чем-то напоминающего ласкового пушистого котика.
Оказалось, что семья у Степы обеспеченная. Папа занимает ответственную должность и для сына является авторитетной фигурой. Нежную, добрую маму мальчик искренне обожает, а та рассказала, что дома сын ее слушается, все делает сам, нянчится с маленьким братом.
Ему полностью доверяли. Деньги в доме не прятались, и когда они пропали, на ребенка никто даже не подумал. Когда все выяснилось, Степа признался, что взял деньги, чтобы «похвастаться перед старшими друзьями». Ни копейки из них он не потратил. Больше таких случаев не было, в семье об этом не вспоминают.
В школе мальчику дают совсем другую характеристику. Степа нарушает дисциплину, грубит взрослым. На переменах шумит и бегает, подбивает других на озорство. На свои уроки один из учителей уже принципиально мальчика не пускает, и администрация школы предложила родителям забрать Степана на домашнее обучение. Специалистам центра показалось, что никому в школе мальчишка не нравится и не нужен. Только классный руководитель отметила, что он с удовольствием помогает, когда его о чем-нибудь просят.
Стало ясно, что ситуация не простая. Мнение специалистов центра сложилось однозначно в пользу мальчика: на закоренелого преступника он не был похож. Это не запущенный случай, а наслоение роковых случайностей и ошибки взрослых, окружавших Степу.
Психологическая травма
Степа рос единственным и горячо любимым ребенком, который ни в чем не знал нужды. У него были хорошие игрушки, он посещал различные кружки, ездил с родителями отдыхать за границу. Его отец в это время делал карьеру: много работал и приходил поздно. Мама часто уезжала в командировки, оставляя сына с бабушкой.
Бабушка и стала самым близким человеком для мальчика. Была всегда рядом. Она умерла, когда Степа пошел в первый класс. Это было настоящим горем.
1 сентября Степа ждал с нетерпением, даже сам выбрал букет для первой учительницы. Но так получилось, что они с мамой едва не опоздали.
И когда запыхавшийся мальчик влетел в коридор, он оказался последним из первоклашек, подошедших к своей учительнице. Степа подал ей букет, но та отмахнулась: «Ну вот, еще один на мою голову!». Видя навернувшиеся на глаза сына слезы, мама довольно резко сделала учительнице замечание. Сейчас она считает, что поступила неосмотрительно: зажгла первую искру, разгоревшуюся впоследствии в пожар.
Учительница была заслуженным и уважаемым в коллективе человеком. Вскоре о случившемся узнали все педагоги. Степа начал замечать, что к нему относятся не так, как к остальным ребятам. А поскольку дети быстро всему учатся, то и он научился – отвечать дерзостью на пренебрежительное обращение, а потом и на любое замечание. Так к Степе приклеился ярлык «плохиша». А к пятому классу он подошел уже с репутацией «неисправимого»: в любом происшествии виноватым считался он, даже если озорничала компания.
Мама и педагоги никак не могли найти общий язык. Женщина отказывалась верить, что ее сын «неисправимый», сотрудники школы утверждали обратное. И все-таки мама надеялась, что ситуация изменится, ведь все же взрослые люди.
Неисправимый плохиш
В пятом классе учителя, уже подготовленные к тому, что к ним пришел «плохиш», начали выгонять Степу с уроков, стоило тому открыть рот. Мальчик в ответ грубил еще больше. Учеба окончательно пошла под откос. Дома у него появился маленький братик, с которым Степа с удовольствием водился. Но почти все внимание мамы доставалось младенцу, а папа продолжал много работать.
Степа чувствовал себя одиноким. Ему хотелось иметь настоящих друзей. Вместо них появились ребята постарше, которые приняли его в свою компанию, а он за них везде платил. Понимал ли мальчик, что покупает дружбу?
История с кражей стала известна в школе. У педагогов появилась еще одна возможность при случае указывать мальчику на его место. Заодно ему припоминают все прошлые грехи. Даже одноклассники усвоили, что Степа «плохой», и удивляются, когда учителя ставят ему хорошие оценки.
– Мы разговаривали со всеми участниками этой непростой ситуации, пытались на них повлиять, – разводит руками Наталья Ляпушкина, заведующая отделением социализации несовершеннолетних, преступивших закон. – Степа и его родители идут на все, чтобы исправить положение. Например, по настоянию школы согласились показать мальчика психолого-медико-педагогической комиссии. Им сказали, что у них вполне нормальный, живой и подвижный мальчик. А вот в школе, похоже, хотят помочь только на словах: никаких шагов там не предпринимают.
Наталья объясняет, что дети бывают «шустриками» и «мямликами». Степа – «шустрик». Ему трудно долго сидеть на одном месте, он устает от этого, начинает крутиться на уроках, бегает на переменах, может что-то уронить. Но растущему организму нужны физические упражнения, им, нескладным, свойственна неловкость движений. По мнению специалиста, все это не повод искать в ребенке только отрицательное.
– Решать проблему должны взрослые. А Степе надо дать шанс, много разных шансов, – объясняет Наталья Ляпушкина.
Надежда есть
Недавно Степа с другими детьми бегал на перемене. Работница из техперсонала поймала его и дала оплеуху. Это стало последней каплей для мамы. Она хочет сменить школу, но пока такой возможности нет. Неизвестно и то, как поведет себя Степа на новом месте.
Часто в школах продолжают навешивать на детей «ярлыки». Всем понятно, что если ребенок получил двойку, это не значит, что он «беспросветный» на всю оставшуюся жизнь. Но в реальности это не всегда работает. И детям в таких ситуациях без помощи взрослых не обойтись.
Другой на месте Степы уже был бы отпетым правонарушителем, мы видели немало таких случаев, – говорит директор центра «Маяк» Галина Сырникова. – Но за спиной у мальчика мощный тыл: любящая семья. И он сам выбирает, каким ему быть. Мы все же надеемся на благополучный исход.